Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях

   курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 

Правовые основы безопасности жизнедеятельности 
Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности, характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. ПОЧЕМУ НАРУШАЮТСЯ НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ?

Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ и внеклассных мероприятиях

Опубликовано 02.11.2015

Вахрушева М.С.

Уральский государственный педагогический университет

г. Екатеринбург

 В настоящее время состояние Российского государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей. В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Образовательные учреждения сейчас тщательно следят за здоровьем учащихся и за созданием хороших условий для обучения.

 

 На организм ребенка воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное воздействие. К ним, прежде всего, стоит отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания, неблагоприятные экологические факторы, вредные привычки, неблагополучная наследственность, низкий уровень медицинского обеспечения.

 Образовательная среда подразумевает не только условие обучения но и организацию учебного процесса. Работа преподавателя-организатора курса ОБЖ по созданию здоровьесберегающей образовательной среды включает на уроках ОБЖ:

 - приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

 - приведение содержание обучения в соответствие с возрастными психо- физиологическими возможностями и потребностями детей, а также с программами по другим предметам;

- организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий, обеспечивающих профилактику школьного стресса;

- создание благоприятной внешней среды, соблюдение гигиенических требований к условиям обучения.

Одной из главных технологий является распределение учебной нагрузки по возрастным группам. Обеспечение здоровьесберегающего обучения детей осуществляется с помощью учебной программы по ОБЖ.

 Эта программа предназначена для формирования у школьников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Она обеспечивает приобретение основополагающих знаний и умений. Таких, как распознавание и оценка, опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определение способов защиты от них, а также ликвидация их негативных последствий и умение оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей соответствующего возраста объёме.

 В числе учителей-предметников педагог-организатор ОБЖ занимает в вопросах формирования здорового образа жизни особое место. Именно он даёт учащимся первичные знания о понятиях «здоровье» и «ЗОЖ», прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающим, в совместной учебной деятельности с учащимися формирует знания, умения и навыки по основам медицинских знаний.

 Работа по формированию здоровье сберегающих систем в школе ставит задачу по обеспечению медико-психологического сопровождения инновационной деятельности, поскольку, адаптация к новым условиям и нагрузкам требует от организма учащихся повышенных затрат, что затруднит благоприятные взаимоотношения ученика со средой.

 Важным слагаемым здоровьесберегающих технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения. Эта серьезная работа, как правило, осуществляется учителями на уроках физической культуры и ОБЖ.

 Здоровьесберегающие технологии предполагают:

- введение в учебные процессы утренней зарядки в школе,

- спортивного и игрового часа в большие перемены,

- вовлечение учащихся в исследовательские проекты по оценке условий обучения, например, валеологическая оценка температуры и влажности воздуха школьных помещений, цветового оформления школьных помещений, валеологическая оценка искусственного освещения школьных помещений; оценки здоровья: выявление сколиоза и плоскостопия и т.д.

- конкурсы презентаций: формула здоровья, карта здоровья,

- проведение дней здоровья,

- линейки и тренинги по ЗОЖ,

- создание системы спортивных соревнований в течение года,

- организационно практические сборы по безопасности жизнедеятельности.

 Исходя из этого, любое общеобразовательное учреждение должно понимать важность проблемы здоровье сбережения и с детства формировать мотивацию безопасного поведения и ведения здорового образа жизни, вырабатывать практические навыки по сбережению и укреплению собственного здоровья, по поведению в чрезвычайных ситуациях, закреплять ценность здоровья как важнейшего условия благополучной жизни человека у учащихся.

 Таким образом, необходимо помнить, что наше здоровье – в наших руках. Медицинское вмешательство в него – это лишь крайний, поистине аварийный случай. От нашей мыслительной деятельности, физической активности, от наших стремлений искать и находить пути оздоровления учащихся и себя в том числе, зависит величина той ценности, которая несравнима ни с чем, - нашего с вами здоровья, одной из основных возможностей действительно полнокровной жизни. Здоровый образ жизни - это наше здоровое будущее. Если люди будут знать это, понимать и делать, они перестанут болеть. Здоровье до того перевешивает все блага, что поистине здоровый нищий счастливей больного короля.

 Поэтому очень важно с детства прививать потребность к ЗОЖ: закаливанию, тренировке силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного и незакаленного, а главное – морально неустойчивого.

 

Литература

1.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии. – М.: АРКТИ, 2003.

2. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды //Школа здоровья, 2003.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – М.: Просвещение, 1979.

 

источник:  Грани педагогики безопасности : материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / сост. и общ. ред. В. В. Гафнера ; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011.