Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Безопасность на дороге - методика ОБЖ

   курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 

Правовые основы безопасности жизнедеятельности 
Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности, характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. ПОЧЕМУ НАРУШАЮТСЯ НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ?

ОБЖ Методика преподавания темы "Безопасность на дороге"

Формы и методы работы с учащимися по безопасности дорожного движения

 

Обучение учащихся правилам дорожного движения рекомендуется проводить в специальном классе и на специализированных транспортных площадках. На занятиях не более 40% времени отводить на изу­чение теоретических основ, а остальное - на привитие практических навыков. В кабинете ПДД должно быть достаточное количество учебной, учебно-методической литературы и наглядных пособий, должен быть макет местности микрорайона, а к нему комплект моделей дорожных знаков и автотранспорта, которые используются при определении безопасного пути в школу и проведе­нии занятий по обучению детей разгадыванию «дорожных ловушек». А для проведений занятий с учащимися и их родителями должна иметься хорошая видеотека, набор различных игр, «копилка» нестандартных форм работы для обучения и пропаганды безопасности дорожного движения. Все это обеспечи­вает мотивацию к изучению ПДД, облегчает понимание и запоминание инфор­мации детьми. Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зави­сит от активного взаимодействия (сотрудничества) с сотрудниками Госавтоин­спекции, работниками отделений профилактики правонарушений несовершен­нолетних, участковым уполномоченным милиции, педагогами школы, родите­лями и с представителями средств массовой информации.

Формы и методы работы педагога по реализации программы профилактических мероприятий по снижению ДДТТ среди учащихся разнообразны и включают в себя беседы, организацию самообучения (рекомендации и разъяснения по работе с различными печатными материалами) и обучения с использованием наглядных материалов, дискуссии, мозговые штурмы, моделирование, передача навыков, знаний, умений по цепочке и т.д. В процессе профилактической работы должны использоваться все формы и методы профилактики, в зависимости от целей, состава учащихся, степени их готовности.

Формы работы можно подразделить на группы: учебно-плановые, включающие теоретические, практические и тренировочные занятия, а также внеурочные, то есть внешкольные (кружки, массовые праздники, различного рода состязания, викторины и т.д.).

Учебно-плановые занятия являются ведущей формой  и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.

С помощью внеклассных форм  учащиеся приобретают дополнительную информацию, нужные умения и навыки, закрепленные упражнения, воспитывают необходимые черты характера для выполнения правил на дорогах.

Метод работы – это способ деятельности педагога, направленный на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися. Наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний: рассказ-объяснение и беседа.

К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.  Содержание рассказа должно опираться на имеющийся личный опыт детей, который педагог расширяет и обогащает новыми элементами. В рассказе используются логические приемы сравнения, сопоставления, обобщения. Рассказ, как правило, сопровождается показом иллюстраций, рисунков в учебной книжке-тетради, записью новых слов, понятий, определений.

Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимость между изучаемым объектом и явлениями в дорожной среде. В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательным и осторожным. Так, наблюдая происходящее на улице и дороге, учащийся должен уметь выделить все основные признаки, т.е. представить всю картину, событие. Целостное восприятие закрепляется в памяти в виде образов и способствует работе воображения и мышления.

Беседа – этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развевает их знания, умения и навыки. Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в дорожных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы – диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление.

В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой – актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в дорожной среде.

Работа с учебной книжкой-тетрадью – это самостоятельная работа учащихся. Они записывают новые слова и дорожные термины, изучают учебный материал, сюжетные картинки и рисунки, ищут ответы на поставленные вопросы, выполняют задания педагога. В книжке-тетради есть сюжетные картинки и рисунки опасных ситуаций, светофоров, дорог, перекрестков, дорожных знаков и т.д. По ходу занятий педагог обращает внимание учащихся на эти иллюстрации. При этом важно учить осознавать отличительные признаки предметов.

Самостоятельная работа с книжкой-тетрадью, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление. Домашние задания в этих тетрадях даются с целью привлечь родителей к изучению правил дорожной безопасности, закрепить и обобщить изученное.

Познавательные игры с учащимися проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом способ – выполнения. Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя на улицах и дорогах. Вводные упражнения предполагают точное воспроизведение тех или иных действий, потом эти же действия дают последовательно, затем сравнивают с образцом.

Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков. Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной дорожной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в транспорте.

Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением  к роли. В ней поведение школьника существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с образцом.

Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому обучающемуся нужна постоянная поддержка педагога и участников игры. В ролевой игре «водители-пешеходы» даются соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»

В игре учащиеся должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут. Цель – научить спокойно ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел ее перейти.

Экскурсия проводится для закрепления учебного материала. Экскурсии могут быть пешие, автобусные и на общественном транспорте. Во время остановок педагог обращает внимание учащихся на опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор, сезонные изменения дорожных условий; показывает действия пешеходов, водителей и пассажиров, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры и т.д.

Педагог просит прислушаться к уличным звукам, шумам, сигналам машин, по которым надо уметь различать движущиеся транспортные средства. Важно показать, где нельзя переходить улицы и дороги: вблизи крутых поворотов, при наличии препятствий, ограничивающих обзор дороги; на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т.д.

На экскурсиях дети приобщаются к дорожной среде, осознают значимость усвоенных знаний, умений, навыков и привычек.

В учебно-воспитательном процессе профилактики ДДТТ применяются методы воспитания – способы психолого-педагогического воздействия на сознание, волю, чувства, поведение учащихся. С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными методами воспитания являются внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.

Дети школьного возраста, особенно младшего, легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия школьника на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия.    

Доказательство истинности того или иного положения – это убеждение. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.    

Воспитательные значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: учащиеся видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример действует на ребенка намного сильнее, чем слово. Поэтому важно окружить школьника положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Без упражнения нельзя сформировать у учащегося заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки.    

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой, и избавиться от нее очень трудно. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

По данным статистики, среди детей, пострадавших на дороге, немало таких, которые знали, как следовало вести себя в сложившейся дорожной ситуации, но нарушили требования правил. Воспитание дисциплинированного поведения на дороге является неотъемлемой частью воспитания общей культуры поведения; важной частью правового воспитания и, о чем у нас очень часто забывают, обязанностью взрослых по охране прав детей на защиту их жизни и здоровья.

Только активное непосредственное участие школьников в событиях и действиях, максимально приближенных к обстановке на улицах города или поселка с помощью форм и методов работы, побуждает их к обдумыванию ситуаций, заставляет почувствовать свою причастность к происходящему и исподволь формирует у них основы правильного поведения на улице и дороге. 


Литература по теме ОБЖ "Безопасность на дороге"

 

Вольхин С., Пискарев Н. Подготовка учителей по курсу «Безопасность дорожного движения» // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. - №12.

Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 256с.

Вострекова М. Психолого-педагогические условия безопасного поведения на дорогах: особенности поведения младших школьников на дороге ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2003. - №5. – С. 27 – 29.

Денисова Т. Л. Азбука поучительных историй о пешеходах и пассажирах. – Екатеринбург: Управление ГИБДД свердловской области, 2003. – 32 с.

Казаков В. И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях: Пособие для учителя. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120 с.

Казаков В. И. Дорожно-транспортная безопасность школьников. Программно-методические материалы для 1-9 классов общеобразовательных учреждений. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2002. – 128 с.

Обучение детей правилам дорожного движения. Методическое пособие. / Составители: Сахновская Е.Г., Пахтусова Л.Ю. – Екатеринбург, 2003. – 148 с.

Поддубная Л. Б. Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2007.

Правила дорожного движения Российской Федерации: Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993 со всеми изменениями до 12 ноября 2012 года включительно (Постановление Правительства РФ № 1156).

Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками / Авт.-сост. М.С. Коган. – 2-е изд., стер. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 256с.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в общеобразовательном учреждении / авт.-сост. Т.А. Кузьмина, В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 11с.

Стрельцова В. Дети на дороге // Воспитание школьников. – 2007. - №7. – С. 64 – 66.

Уроки по Правилам дорожного движения в 5-9 классах. – Учебное пособие. – Екатеринбург: калан, 2000. – 192 с.

Учебная программа курса «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1 - 4, 5, 6, 7, 9 классов) / В.Н. Почечихина, Ю.В. Репин, К.Б. Кузнецов и др. - Екатеринбург, ИРРО, 2006. - 34 с.

Шумилова В. В., Таркова Е. Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.

Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах»: Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. №100

Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу 30.07.2012) "О безопасности дорожного движения"

Форштат М. Дети на дорогах// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. - №6. – С. 43 – 44.

Форштат М. Л. О некоторых ошибках в преподавании правил дорожного движения / М.Л. Форштат, А.П. Добровольская, А. В. Эпова // Методические рекомендации. – С.-Пб., 2001. – 44 с.

Форштат М. Л. О некоторых ошибках в печатных работах по ПДД // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – № 1. – С.38-41.

Форштат М. Л. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. – № 3. – С.38-42.

 Якупов А. М. О новой парадигме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма // ОБЖ. Основы безопасности жизни.– 2008.– № 5. – С. 62-64.

 Якупов, А. М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности.– 2007.– № 9. – С. 48-53.

Якупов А. М. Формирование транспортной культуры – главное в обеспечении безопасности дорожного движения // Основы без­опасности жизнедеятельности. – 1999. – № 1. – С.45-50.

Якупов А. М. Формирование у школьников специальных знаний, умений и навыков – залог безопасного участия в дорожном движении // Жизнь и безопасность. – 1999. – № 2. – С.182-187.

Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. 

Методические ошибки в преподавании правил дорожного движения

 

Чтобы адаптировать правила дорожного движения к детскому восприятию, некоторые педагоги самостоятельно преломляют их на уровень понимания учащихся. Большинство же педагогов, не обученных данной дисциплине, этого не делают. Не имея соот­ветствующих методик по обучению безопасному поведению на улицах и дорогах, они читают детям сказки, загадки, стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представ­ления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания учащихся.

Анализ проводимых занятий по дорожной тематике позволяет сделать вывод о том, что акцент делается не столько на опас­ное (безопасное) поведение школьников на улицах и дорогах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией. Например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, изучения видов перекрестков, дорожной разметки, трудных для осмысления сигналов регулировщика, типов железных дорог, перечня дорожных знаков для водителей и т.д.

Такие знания оседают «мертвым грузом» в сознании ребенка, несмотря на желание педагога заставить детей механически за­учить и запомнить непонятную им информацию. Кроме того, используются учебные книжки, в которых первоклассников, не умею­щих в основном читать и писать, заставляют разбирать сложные схемы алгоритмов действий пешехода и отвечать на вопросы по организации дорожного движения.

Особенности возрастных психических процессов ребенка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, эмоций), как правило, не учитываются. При этом следует иметь в виду, что даже при запоминании и понимании школьниками пра­вил дорожного движения наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и их фактическим поведе­нием в дорожной среде.

Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения педагогами целого ряда дидактических методов и приемов.

Образовательный процесс по правилам дорожного движения должен быть построен на основе педагогических принципов: пре­емственности, непрерывности, систематичности, последовательности, развивающего обучения, доступности, наглядности, единства воспитания и обучения.

Основные понятия правил дорожного движения необходимо излагать доступным и понятным детям языком, но не искажать их смысл. Часто неправильно трактуются понятия: «пешеходная дорожка», «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Не­верно объясняется значение дорожных знаков «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Некоторые педагоги объясняют значение дорожного знака «Дети», как переход дороги детьми в месте его установки. Однако, этот знак лишь информирует водителя о том, что он должен снизить скорость, потому что впереди на дороге могут неожиданно по­явиться дети, так как рядом находится общеобразовательное учреждение или другие детские организации.

Педагоги часто перегружают школьников информацией о дорожных знаках и заучиванием их названий. В играх по дорожной тематике акцент делается в основном на символах, изображенных на дорожных знаках, без моделирования конкретных дорожных ситуаций и «привязки» к ним дорожных знаков. Детям и подросткам в первую очередь следует знать значение дорожных знаков для пешеходов, и лишь некоторые для водителей.

При проведении школьных олимпиад с применением тестовых заданий (для подростков) по проверке знаний правил до­рожного движения от них нередко требуется разобрать сложные и непонятные (даже специалистам) схемы организации дорожно­го движения.

Особое внимание педагогов следует уделять допускаемым ими грубейшим ошибкам при обучении правилам дорожного движения. Например, детей и подростков учат обходить стоящий безрельсовый транспорт сзади, а рельсовый — спереди. Практи­ка показывает, что такое «обучение», как правило, приводит к ДТП. Детям необходимо разъяснить, что при выходе из маршрутного транспорта (если необходимо перейти на противоположную сторону проезжей части) следует дойти до ближайшего пешеходного перехода, а если его нет, подождать, пока транспортное средство удалится на безопасное расстояние, и переходить дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Нельзя категорично требовать от школьников при переходе проезжей части смотреть сначала налево, а дойдя до середины — направо. Детям следует внушить, что транспортное средство может появиться неожиданно с любой стороны. Поэтому прежде чем переходить дорогу, нужно остановиться, посмотреть в обе стороны, затем еще раз налево и только, убедившись в своей безопасно­сти со всех сторон, начинать переход через проезжую часть, постоянно контролируя ситуацию поворотами головы и не останавлива­ясь посередине.

Во многом ошибки в учебно-методических и наглядных пособиях, используемых на занятиях, обусловлены еще и неграмотным изображением художниками дорожной среды. Иллюстрации выполняются некачественно, в неправильных пропорциях и масшта­бах, с нагромождением мелких отвлекающих деталей и лишних предметов. Следует иметь в виду, что вся учебно-методическая лите­ратура, изданная до 2000 года, устарела и действующим правилам дорожного движения не соответствует.

Нецелесообразно использовать и некоторые переводы по правилам дорожного движения из иностранной литературы (Германия, Франция и др.), где детям многое разрешается делать из того, что категорически запрещается российским школьникам.

Инспектору ГИБДД рекомендуется оказывать помощь учителям начальной школы, предмета ОБЖ, классным руководителям, а также лицам, ответственным за организацию в образовательном учреждении работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Например, в создании кабинетов или «уголков безопасности». Для их оформления инспектор предос­тавляет информационные материалы. Это могут быть:

  • информация о фактах дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся общеобразовательных учреждений;
    • планы профилактических мероприятий (конкурсов, олимпиад, викторин, соревнований по дорожной тематике и т.д.) с указанием сроков их проведения;
    • информация для родителей о причинах и условиях, способствующих возникновению дорожно-транспортных проис­шествий;
    • справки о состоянии аварийности в городе (регионе) с указанием причин, конкретных мест и времени суток совершения дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.

При наличии кабинета по предмету ОБЖ рекомендуется иметь в нем стенды с учебно-методической литературой по до­рожной тематике, плакаты, комплект дорожных знаков, материалы работы отряда ЮИД и др. На столе должен быть макет с эле­ментами улиц, дорог, тротуаров, светофоров и т.д.

 

О ЯЗЫКЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Правила дорожного движения являются основным норма­тивным актом, регулирующим поведение участников дорожно­го движения. Естественно, что они написаны соответствующим такого рода документам сухим казенным языком. Правда, нельзя не высказать сожаления о том, что и такой документ мог бы быть написан не столь суконно, запутанно и без имею­щихся в нем ляпов. Однако, принимать текст ПДД приходится таким, какой он есть. И задача учителя — донести содержа­ние ПДД до учеников, сохранив суть их содержания.

Первое, что в этом отношении должен сделать учитель — это обратить серьезное внимание на используемые в Прави­лах основные понятия и термины (пункт 1.2). При обучении учащихся следует употреблять только указанные в этом пунк­те ПДД понятия и термины и не употреблять ни их синонимы, ни архаизмы. К сожалению, на практике и учителя, и авторы многих учебных пособий по ПДД употребляют термины и по­нятия уже десятки лет тому назад изъятые из ПДД. Примеров тому предостаточно.

Это:

«улица» вместо «дорога»;

«машина» вместо «автомобиль», «автобус», «троллейбус» или «транспортное средство»;

«мостовая» вместо «проезжая часть»;

«ряд» вместо «полоса движения».

Это и несуществующие «постовой», «островок безопаснос­ти» и т. п. Иногда употребляют «Пешеходная дорожка» вмес­то «Пешеходный переход», имеющие самостоятельное значе­ние, «стоянка» вместо «остановка» или наоборот, «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал» и т. д.

Употребление не существующих терминов и понятий, также как и использование одних вместо других, не только противо­речит Правилам дорожного движения, но и приводит к размы­ванию и искажению правильных понятий, что в свою очередь чревато существенными ошибками в понимании требований ПДД и в практике их применения.

Что касается используемых в ПДД терминов, которые вхо­дят в перечень пункта 1.2, то более расширенные их поясне­ния, чем в самих Правилах, имеются в «Комментарии к Пра­вилам дорожного движения РФ».

Разумеется, учитель не только сам должен быть аккуратен и точен в использовании в своей речи терминов, применяемых в ПДД, но и должен требовать того же от учеников, которые должны не только их знать, но понимать их значение.

В стремлении донести до­ходчиво до детей их содержание, некоторые учителя и авторы многих учебных пособий обращаются к детям (иногда даже не только к младшим, но и к школьникам средних классов) так называемым «детским» языком, состоящим из уменьшитель­ных существительных и других ласкающих слух слов и выра­жений. Эти благие намерения не только не делают язык более доступным и понятным, но и искажают реальную картину до­рожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомо­били, а не автомобильчики. Обращаться к детям, даже к ма­леньким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителей с ученика­ми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрос­лого со взрослым.

Практика обучения детей подтверждает эти выводы.

Язык, которым разговаривают учителя и пишутся учебные пособия по ПДД должен быть прост и понятен. Недопустимы формулировки, которые сбивают учащихся с толку, вводят их в заблуждение, дают неверные ориентиры поведения на доро­ге или просто лишены логики и смысла. К сожалению, приме­ры таких фактов существуют.

В одном из комплектов плакатов по ПДД читаем: «Главная опасность на улице — стоящая машина!».

Возникают вопросы: А движущееся транспортное средство не предоставляет опасности? Что такое «главная» опасность?

В том же комплекте имеется вопрос: «Что самое опасное на дороге?»

Что значит «самое опасное», и чем эта опасность отличает­ся от «главной»?

Обра­тим внимание на правомерность самой такой постановки воп­роса. Акцентировать внимание детей на чем-то конкретном, как наиболее опасном по сравнению с чем-то другим, менее опас­ным, нельзя! В разных ситуациях одно и то же нарушение ПДД (допустим, пересечение проезжей части по запрещенно­му сигналу) может оказаться по-разному опасным. Во-первых, в этом вопросе заключена провокация: такая его постановка отвлекает внимание от объективно существующих других опасностей, выведенный такой его постановкой из сферы вни­мания пешехода, а во-вторых, как раз именно они могут ока­заться более опасными для пешехода, чем те опасности, на которые обращено его внимание.

Прежде, чем задавать учащимся тот или иной вопрос, надо оценить его по крайней мере по двум критериям:

1. Содержание вопроса должно носить явно выраженный обучающий и конкретный характер, а его формулировка дол­жна быть логичной и понятной.

2. Вопрос должен предполагать однозначный, конкретный и исчерпывающий ответ, не противоречащий Правилам дорожно­го движения и требованиям безопасного поведения на дороге.

На уроках ПДД следует обязательно уделять особое внима­ние умению учащихся ясно и четко выражать свои мысли, до­биваться точных формулировок в ответах на вопросы, в объяс­нениях своих действий, связанных с безопасным поведением на дороге.

 

ОБ ИЛЛЮСТРАЦИЯХ В УЧЕБНЫХ ПОСОБИЯХ ПО ПДД

В том же ключе поиска доходчивости, что и «детский»язык, в учебных пособиях по ПДД часто встречаются сопровождаю­щие текст иллюстрации. И точно так же, как и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных мультиков и комиксов, совершенно неприемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий.

Забавные картинки привлекают внимание детей, радуют и развлекают их, достигая при этом результата прямо противо­положного требуемому. Ведь задача иллюстрирования отдель­ных пунктов, требований и установок ПДД — сделать их бо­лее доступными и понятными детям, облегчить им восприятие текста, разъяснить опасность нарушений ПДД.

Смешные картинки по определению этого сделать не могут. Более того, они работают на разрушение авторитета Правил, на подрыв доверия к ним.

Особо следует обратить внимание на то, как в учебных пособиях изображены сотрудники мили­ции, и в том числе ГИБДД. Это не блюстители порядка на дорогах, не строгие и добрые друзья-наставники детей, которые воспитывают культуру и безопасное поведение. Это же какие-то разнузданные и глу­пые весельчаки.

Могут такие картиночки воспитывать детей, вызвать дове­рие к сотрудникам ГИБДД, поддерживать их авторитет?

 

О ПЕРСОНАЖАХ СЮЖЕТОВ ПО ТЕМАТИКЕ ПДД

«Детскость» в языке и иллюстрациях некоторых книжек по ПДД проявляется в выборе персонажей сказок, рассказов и различных сюжетов по этой тематике. Это всякие «Автоши», «Светофорики», «Пешеходики», «Зайки-незнайки» и т. д., и т. п. Все то негативное, что уже было сказано о «детских» язы­ке и иллюстрациях, в полной мере относится и к этим «детс­ким» персонажам. Как правило, они никакой положительной смысловой нагрузки не несут и никакой необходимости в них нет. Уберите их из книжки и их отсутствие не будет даже заметным. Скорее книжка только выиграет.

Ко всему прочему, очень часто присутствие в книжках по­добных персонажей является признаком слабости сюжета (чтоб не сказать больше). Возьмем сюжет о зайчике-наруши­теле Правил. Зайчик бегал где попало, попал под трамвай, и ему отрезало лапку. Но добрый доктор Айболит лапку при­шил, и зайчик опять смог бегать.

Какое представление о последствиях нарушений ПДД и случившихся ДТП может сложится у детей от такой сказочки понятно. Детей нельзя запугивать опасностями на дороге, нельзя допускать, чтобы разумное чувство осторожности пере­растало в панический страх, но не следует и преуменьшать возможные последствия. Полезнее все же разъяснять и пока­зывать реальные опасности и их последствия.

 

ОБ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ ПО ПДД

Количество учебных часов, отводимых действующими программа­ми на дорожную безопасность, очень мало. Это давняя, очень больная и острая проблема. Видимо, это обстоятельство (наряду с другими) породило идею интеграции Правил и безопасности дорожного движения с другими Школьными предметами - практически с любыми. Но и авторы этой идеи, и те, кто ее поддерживает, и те, кто ее «воплощает» похоже, имеют очень слабое представление о том, что это такое — интеграция. Та интеграция ПДД, которая осуществляется на практике — это не что иное, как профанация ее сути и смысла, это подмена интеграции механическим соединением.

Обратимся к словарю. Латинское integratio— «восстанов­ление», «восполнение». В учении Спенсера объединение раз­личных элементов какого-либо явления в процессе развития (эволюции) в противоположность дезинтеграции.

Итак, интергация — это восстановление, восполнение чего-то единого — явления, предмета. Школьные предметы — это основа наук. Их интеграция возможна. Это, например, бинар­ные уроки, суть которых — межпредметные связи. Правила и безопасность дорожного движения стали (и должны быть!) школьным предметом в связи с жизненной необходимостью. Но у этого предмета напрочь отсутствует основа для межпред­метных связей.

И еще о понятии «интеграция»: «... в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности — единого качества на основе многих качеств».

Какие качества ПДД могут быть основой единого каче­ства при соединении с каким-либо из школьных предметов? Таких качеств нет. Нельзя интегрировать все подряд.

Вместо того, чтобы поднимать первостепенное значение предмета Правила и безопасность дорожного движения, как жизненно важного, а потому необходимого, на деле происхо­дит его размывание, выталкивание его в разряд необязательных предметов. А одним из инструментов для этого служит «интеграция»

Необходимый уровень знаний, умений и навыков по Прави­лам и безопасности дорожного движения требует постоянного и непрерывного обучения в течение всего учебного года. По­этому в качестве дополнения к немногим урокам ПДД (но не вместо них!) можно, используя некоторые общие понятия (научных-то оснований нет!) разработать некоторые темы по ПДД для совмещения их (некое подобие интеграции, но не механическое соединение) с уроками труда, русского языка и математики. Такое совмещение требует большого профессионализма и знания обоих соединяемых предметов. Видимо, не случайно и то, что в педагогической литературе нет разработок по мето­дике интеграции ПДД с другими предметами.

Нормальный, полноценный урок — основа обучения детей Правилам и безопасности дорожного движения. Попытки интеграции ПДД беспочвенны и непродуктивны.

 

О СВЕТОФОРЕ

Светофор регулирует движение пешеходов и всех транспор­тных средств. На уроках, посвященных теме «Светофор» сле­дует рассказать о разных типах светофоров, но особое внима­ние нужно уделить тем светофорам, сигналам которых долж­ны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров — пеше­ходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трехсекционный транспортный светофор с сигналами красно­го, желтого и зеленого цветов, которым пешеходы и должны руководствоваться (см. п. 4.4. ПДД).

Следует еще раз особо подчеркнуть, что сигналы транспор­тных светофоров не распространяются на пешеходов. Пеше­ходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофоров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров — только сигналами трехсекционного транспортного светофора.

Из года в год на уроках ПДД детям закладывается уста­ревшая установка, которой нет в Правилах дорожного дви­жения:

красный — «стой»

желтый — «приготовься»

зеленый — «иди».

В таком изложении, отсутствующем в ПДД, это «правило»    часто звучит в стихах, телепередачах, спектаклях и т.п., потому оно хорошо усваивается и запоминается. Следуя такому «правилу» дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2.) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения подтверждает опасность пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности.

Пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при переходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением допустимо воспользо­ваться, если пешеход видел, когда зеленый сигнал начал ми­гать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он ус­пеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигна­ла. Детям не следует давать такую рекомендацию! Будет пра­вильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мигающему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу!

Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движе­ние пешеходов и информирует о предстоящем включении зеле­ного сигнала. Следует разъяснять детям опасность перехода дороги по этому сигналу, потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные средства, спешащие за­кончить движение до включения для них запрещающего сигнала.