Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Самообразование учителя ОБЖ

   курс повышения квалификации для учителей 

«Преподавание ОБЖ в рамках перспективной модели ФГОС-2020» 

Занятия на курсе проходят онлайн и доступны в записи в любое время. После выполнения условий прохождения курса учитель может получить удостоверение о повышении квалификации – 72 часа. 

Запись на курс повышения квалификации по ОБЖ и подробности здесь https://foxford.ru/courses/1347/landing 

Правовые основы безопасности жизнедеятельности 
Нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности, характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов. Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности. ПОЧЕМУ НАРУШАЮТСЯ НОРМЫ БЕЗОПАСНОСТИ?

Особенности профессионального самообразования учителя безопасности жизнедеятельности

 

 

Прежде чем разрабатывать программу профессионального самообразования учителя безопасности жизнедеятельности, необходимо выяснить требования к уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности.

Преподавание дисциплины ОБЖ возлагается на преподавателя, который ранее мог занимать должность военного руководителя данного общеобразовательного учебного заведения. Должностные обязанности и требования к квалификации преподавателя–организатора ОБЖ определяет тарифно–квалификационная характеристика.

Специалистов, осуществляющих преподавательскую деятельность по курсу ОБЖ, можно условно объединить в 2 группы, направления профессионального самообразования которых будет отличаться друг от друга:

1) имеющие педагогическое образование (получившие квалификацию «учитель безопасности жизнедеятельности» в средних или высших учебных заведениях педагогического профиля либо прошедшие дополнительную  специальную подготовку по гражданской обороне (ГО) и курсы повышения квалификации);

2) имеющие военное образование.

Анализ должностных обязанностей преподавателя–организатора ОБЖ позволил выявить ряд компетентностных направлений, которые можно сгруппировать в следующие содержательные блоки:

1) законодательство в области образования, трудовых отношений, военной и гражданской обороны;

2) основы общей педагогики и психологии;

3) теория основ безопасности жизнедеятельности;

4) методика основ безопасности жизнедеятельности.

С точки зрения становления профессиональной компетентности, первый блок не вызывает затруднений у специалистов как с педагогическим, так и с военным образованием, так как его содержание имеет небольшой объем и может быть усвоено в течение короткого срока. Остальные блоки требуют более серьезной подготовки и подробного рассмотрения с учетом имеющегося военного или педагогического образования.

В результате анализа теоретической и методической базы безопасности жизнедеятельности, а также личного практического опыта был выявлен и обобщен ряд основных особенностей содержания курса ОБЖ и методики его преподавания, которые предъявляют к учителю безопасности определенные требования (автореферат Гафнер ВВ):

1) формирование со­временного миропонимания сов­местно с другими естественнона­учными курсами, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих. При этом вни­мание должно быть распределено между личной, национальной и глобальной составляющих безопасности. Считая, что формирование мировоззрения учащихся является приоритетной деятельностью учителя безопасности жизнедеятельности, необходимо отметить работы В.В. Сапронова по разработке содержания раздела курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» и его апробации в педагогическом процессе. На данный момент, к сожалению, идеи В.В. Сапронова не находят полного понимания и реализации в учебном процессе учителями безопасности жизнедеятельности;

2) учет психологии чрезвычайных ситуаций. Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, неверная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по ее разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам, возникновению психоэмоционального напряжения и уменьшению шансов на выживание. От преподавателя требуется качественная психологическая подготовка, особенно в аспектах, связанных с вопросами безопасности;

3) практическая направленность курса. Реализация данной особенности осложняется спецификой практических занятий, требующей наличия определенной материальной базы и достаточного времени для отработки навыков, и отсутствием возможности находиться в условиях, когда учащиеся могли бы почувствовать значение получаемых знаний, так как это сопряжено с определенной степенью риска для жизни и здоровья;

4) интегративный характер курса, а также большое количество взаимосвязей внутри него. Имея самостоятельное содержание и свои неотъемлемые компоненты во всех других школьных предметах, курс опирается на систему межпредметных знаний об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления; таким образом, мы имеем право говорить о наличии системного знания, т.е. взаимосвязанного в целостность совокупность предметного знания, обладающего определенной структурой. Реализация системного подхода требует от педагога жизненного опыта, эрудиции, владения содержанием смежных учебных дисциплин в необходимом объеме, развития системного стиля мышления;

5) специфичность знаний курса. Большинство правил безопасности имеют общий характер и просты для понимания, что формирует безразличное отношение к ним. Так как любая чрезвычайная ситуация по–своему уникальна, а полученные знания могут понадобиться в любое время, для преподавателя ОБЖ ключевыми задачами будут следующие: научить учеников мыслить самостоятельно, проявлять творческую инициативу в решении возникающих проблем, сформировать «готовность к творческой эвристической деятельности» и «навыки эвристического мышления»;

6) традиционная организация учебного процесса и сильное рассредоточение занятий во времени не способствуют восприятию и запоминанию учебной информации и противоречат закономерностям физиологии и психологии: урок по предмету проводится только 1 учебный час в неделю (в 10 классах – по 2 часа в неделю), разнообразие изучаемых дисциплин в течение дня и отсутствие между ними взаимосвязи, стремление каждого педагога максимально активизировать учебную деятельность независимо от места урока в расписании дня и недели и др. Исходя из этого, требуется качественная подготовка педагога к каждому занятию. Самостоятельная подготовка учителя безопасности жизнедеятельности затруднена по причине недостаточного обеспечения специальной и методической литературой;

7) способ подачи учебного материала. Л.С. Выготский писал: «Наихудшим приёмом является усиленное и настойчивое введение в сознание учеников тех поступков, которых он не должен совершать. Заповедь «не делай чего–нибудь» уже есть толчок к совершению этого поступка, т.к. она вводит мысль о поступке в сознание и, следовательно, тенденцию к её осуществлению…». Обилие правил поведения начинающихся с частицы «не», безусловно, уменьшают вероятность совершения действий, способных ухудшить сложившуюся ситуацию, но в чрезвычайных ситуациях не менее важно быстро и грамотно действовать. Для этого нужно поставить конкретную цель, сформулированную в позитивной форме, и определить путь ее достижения, что требует определенных навыков у педагога и учащегося;

8) cоглашаясь с точкой зрения Г.С. Чеурина, что экстремальная ситуация – это событие, находящееся за пределами человеческого опыта, к которому невозможно подготовиться знаниями и умениями (по примерным подсчетам Г.С. Чеурина, чтобы знать ответы на все вопросы курса ОБЖ, необходимо пройти подготовку в объеме не менее 11 тысяч учебных часов), считаем, что принцип «предвидеть и предупреждать» при обучении безопасному поведению принимает принципиальное значение.

Г.С. Чеурин видит специфику курса ОБЖ в том, что «любую жизненную ситуацию можно рассматривать как относящуюся к курсу», которая требует квалифицированного ответа «здесь и сейчас». Отсутствие ответа может стать причиной потери педагогического авторитета в глазах учащихся и снижения самооценки педагога.

Для реализации указанных особенностей курса ОБЖ необходимо, чтобы выявленными вышеперечисленными качествами обладал сам педагог. В подтверждение своей мысли приведем утверждение М.М. Рубинштейна: «…мы уже тут затронули косвенно ту мысль, которую следует отметить в числе основных принципов, определяющих общие стороны педагогического образования: это требование, чтобы педагог в основном на себе и в себе осуществил все то, что он будет стремиться создать в своих воспитанниках, – во всяком случае, у него должна быть такая тенденция, такое стремление; другой вопрос, далеко ли удастся ему уйти в этом направлении».

Опираясь на результаты исследований ученых в областях педагогики, психологии и безопасности, мы определили дополнительные требования к уровню квалификации учителя безопасности жизнедеятельности, который должен:

– владеть культурой личной безопасности, включающей мотивацию к безопасной деятельности, систему знаний об источниках опасности, систему умений и навыков безопасного поведения, воспитание личностных качеств и психологическую подготовку к безопасному поведению. Также воспитание культуры личной безопасности предполагает мировоззренческую, нравственную, правовую, психологическую, физическую, экологическую, эстетическую, политехническую и медицинскую подготовку;

– владеть психолого–педагогическими технологиями подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям;

– знать теорию и методы принятия решений;

– владеть проектировочной деятельностью;

– применять в своей жизни и в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии.

Учителя, имеющие профессиональное педагогическое образование и работающие в системе образования, имеют возможность совмещать преподавание курса ОБЖ с основной дисциплиной. Такое совмещение преподавания имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Существует высокая вероятность того, что учитель–«совместитель» при реализации межпредметных связей станет больше уделять внимания своему предмету в ущерб другим. Тогда учащиеся смогут увидеть взаимосвязи изучаемого явления только в одном аспекте. С другой стороны, взгляд такого педагога способен обнаружить более тесные связи между предметами, что обогатит содержание курса ОБЖ.

Совмещение преподавания нескольких предметов может иметь негативные последствия, если предмет ведется по каким–либо вынужденным причинам. Совмещенный предмет, в нашем случае – курс ОБЖ, принимает статус дополнительного, неосновного. Недостаточное обеспечение специальной и методической литературой очень затрудняет самостоятельную подготовку учителя безопасности жизнедеятельности, что снижает мотивацию самого педагога, которому нужно будет тратить дополнительные силы, финансовые средства и личное время.

Организация процесса профессионального самообразования учителя безопасности жизнедеятельности

 

 

Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель безопасности жизнедеятельности. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.

В начале каждого учебного года все учитель выбирает тему, над которой он будет работать. Тему фиксируют в планах методического объединения.

Личный план самообразования учителя безопасности жизнедеятельности. На основании выбранной темы учитель безопасности жизнедеятельности разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

-       название темы

-       цели

-       задачи

-       предполагаемый результат

-       этапы работы

-       сроки выполнения каждого этапа

-       действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой

-       способ демонстрации результата проделанной работы

-       форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Направления самообразования учителя безопасности жизнедеятельности. Основные направления и действия для повышения личного самообразования учителя безопасности жизнедеятельности:

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей безопасности жизнедеятельности, организованных в Институте развития образования.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета ОБЖ.

3. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по ОБЖ, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по ОБЖ и методике преподавания.

4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

5. Принимать активное участие в работе городском методическом объединении учителей безопасности жизнедеятельности.

6. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней, семинары.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.

9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя безопасности жизнедеятельности.

- Информационно-коммуникативные технологии:

1. Поиск в Интернете информации по ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков ОБЖ.

4. Проводить научно-исследовательскую работу по проблемам обучения безопасности жизнедеятельности.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Создавать комплект дидактики по предмету ОБЖ.

9. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

10. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

11. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

 

проект Учитель.ОБЖ.РФ

является некоммерческим 

Мы будем благодарны Вам за любую поддержку 

41001907033898