В образовательном учреждении работа по безопасности дорожного движения ведется в двух видах:
- учебная деятельность (академические занятия)
- внеучебная деятельность (использование активных нестандартных форм работы через коллективно-творческую деятельность).
В рамках первого вида деятельности проводятся занятия согласно региональной программы «Культура безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений Свердловской области (для учащихся 1-4, 5, 6, 7, 9 классов), с учащимися 8, 10,11 классов занятия проводятся по федеральной программе курса ОБЖ. Занятия по разделу «Дорожная безопасность» проводятся с 1 класса и на протяжении всего времени обучения, последовательно с учетом возрастных и психологических особенностей детей. На занятиях дети изучают ПДД, а также овладевают практическими навыками безопасного поведения на дорогах.
В начальной школе занятия проводятся в форме классных часов. Занятия проводят классные руководители. Учитывая возрастные и психофизиологические особенности ребенка, на занятиях используются следующие методы обучения и воспитания: рассказ, показ, беседа, упражнение с элементами игры.
Образовательная деятельность
В 1 классе тема называется «Дорожная грамота пешехода». В данной теме изучаются правила поведения на дороге и улице, безопасное передвижение пешеходов, знакомство с дорожными знаками, перекрестки, сигналы регулирования дорожного движения, светофор и его сигналы, виды транспорта и правила поведения на транспорте. Преподаватель рассказывает ребятам правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Показывает, как выглядят разные дорожные знаки, рассказывает их назначение. Рассказывает что такое светофор и для чего он нужен. Знакомит детей с различными видами транспорта. Рассказывает и показывает фрагменты видеофильма о правилах поведения на транспорте. На изучение данной темы отводится 3 часа. Также по данной теме проводится практическое занятие «Дорожные знаки, их назначение. Разбор ситуаций на регулируемых и нерегулируемых перекрестках. Разбор безопасных маршрутов в школу и домой». Преподаватель использует методы обучения: рассказ, показ, беседа. Используются наглядные пособия (плакаты, схемы).
Во 2 классе тема называется «Основные правила поведения на улицах и дорогах». На изучение данной темы отводится 2 часа. В данной теме рассматриваются основные опасности на улице, правила пешехода, дорожные знаки, регулировщик, дорожная разметка, безопасное поведение в транспорте. Ребята совместно с преподавателем повторяют правила безопасного поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки, их назначение. Рассказывает для чего регулировщик, назначение дорожной разметки. Знакомит детей с различными видами транспорта. Рассказывает и показывает фрагменты видеофильма о правилах поведения на транспорте. Рекомендуется проводить экскурсии по городу с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.
В 3 классе изучается тема «Правила поведения на улицах и дорогах». В рамках данной темы рассматриваются следующие вопросы: улица для водителей и пешеходов; пешеходные переходы, светофоры, подземные переходы; дорожные знаки, их классификация; дорожная разметка; правила перехода улиц и перекрестков, регулируемых светофором и нерегулируемых; правила безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде. В данном классе идет повторение ранее пройденного материала, а также преподаватель беседует с ребятами на тему безопасного передвижения на велосипеде, самокате и скейтборде. На изучение данной темы отводится 3 часа. В 3 классе тоже рекомендуется проводить экскурсии по городу с целью отработки правил поведения на дороге и в транспорте.
В 4 классе тема называется «Правила поведения на улицах и дорогах» и включает в себя ряд вопросов: виды транспорта; скорость движения транспорта; тормозной путь транспортных средств; причины и возможные последствия дорожно-транспортного травматизма; правила безопасного поведения на транспорте, в общественных местах, при большом скоплении людей. Данная тема изучается на протяжении 3 часов. Преподаватель использует методы: беседа, рассказ, а также показывает видеофильм.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-4 классов
Изучение правил поведения на улицах и дорогах позволяет усвоить разные способы получения информации о транспортном мире, научиться аргументировать свои знания (приводить примеры, называть существенные признаки), научиться ориентироваться в условиях глобальной автомобилизации, выработать первоначальные практические навыки поведения на дорогах и улицах.
Внеучебная (внеклассная) деятельность
Данная деятельность является одной из самых важных. Организаторы и инструкторы-методисты могут постараться составить интереснейшие планы работы в образовательных учреждениях, но только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты, так как именно во время проведения массовых мероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения на улицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Воспитательная работа в этом случае должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Внеклассная работа может включать: проведение конкурсов на лучшую организацию профилактической работы в образовательных учреждениях; тестирование по ПДД; конкурсы частушек, рисунков; смотры отрядов ЮИД, которые функционируют в школе; соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Кроме традиционных профилактических бесед, педагоги включают в свои занятия в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и специальные элементы: читают стихи, прозу, проводят динамические паузы и т.д. в школе организуются встречи с инспекторами ГИБДД, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, используя ситуационный метод, разбирают ошибки в поведении пешеходов.
Традиционно в школе проводятся для подростков «Дорожный марафон», игры «Дальше, дальше…», в которых ребята не только воспроизводят свои знания ПДД и истории их возникновения, но и выполняют творческие задания: готовят рекламные заставки, ролики телевизионных передач на тему дорожного движения.
ЮИДовцы занимаются активной пропагандой правил дорожного движения среди детей и подростков и предупреждением их нарушений. Члены отряда используют различные формы работы: театрализованные представления «Знайте правила движения», соревнования «Я, мои друзья и правила движения», выпуск материалов «Дорожная азбука», показ диа- и видеофильмов, проведение викторин, изготовление листовок для обучающихся и их родителей и т.д. в рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, рисованных фильмов, составляет для ребят тренировочные кроссворды, привлекает и младших школьников к сочинению собственных стихов, загадок. Для проведения таких мероприятий члены отряда в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо» и самим успешно выступать на соревнованиях, слетах отрядов ЮИД.
В весенне-летний период происходит наибольшее число дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов. В связи с этим ежегодно в мае для учащихся 4-8 классов проводятся соревнования «Безопасное колесо», которые способствуют изучению и закреплению ПДД, закреплению навыков вождения велосипеда, изучению велотехники. Соревнования состоят из нескольких этапов: это знание ПДД, которое проверяется с помощью тестов или викторин, и освоение трассы велофигур, и овладение навыками оказания первой медицинской помощи. Рейтинг популярности школьных дел показывает, что данные мероприятия являются для ребят одними из самых значимых и интересных.
Для дошкольников и младших школьников наиболее эффективной формой изучения правил дорожного движения являются игры-занятия, которые могут проводиться как на открытом воздухе, так и в помещении. Для проведения практических занятий предназначаются транспортные площадки (автоплощадки), которые представляют собой комплекс из следующих элементов:
- асфальтированной площадки (на улице) с разметкой проезжей части;
- технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков), которые могут быть изготовлены силами самих ребят на уроках труда;
- транспорта (педальных машин, велосипедов, самокатов);
-стационарных или переносных витрин (щитов) с агитационно-пропагандисткими материалами (плакатами, памятками, листовками) для проведения занятий.
Такая автоплощадка может быть размещена на территории школы, детского сада, оздоровительного лагеря, жилого микрорайона.
Простейший учебно-тренировочный перекресток можно оборудовать во дворе, а в зимнее время в вестибюле или коридоре школы. В изготовлении дорожных знаков, светофоров, атрибутов игр, наглядных пособий принимают участие юные инспектора движения. Во время проведения занятий класс выходит на перекресток по одному, парами, колоннами и т.д., подчиняясь сигналам светофора и указаниям разметки. Дети приобретают практические навыки, в то время как беседа дает лишь умозрительное представление о перекрестке.
Польза от проведения мероприятий такого рода для детей, как в течение года, так и в каникулярное время очевидна. Организация обучения Правилам дорожного движения и основам безопасной жизнедеятельности в образовательном учреждении должна проводиться так, чтобы у каждого педагога, учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.